среда, 9 марта 2011 г.

2010.Поворение не-пройденного.Наталия Зинцова.

фото Ирины Штейнберг



Наталья Зинцова "РЕПРОДУКЦИЯ"


Отправная точка в этой работе — изучение существующего (ready-made) предмета и его воспроизведение.
Мышеловка, найденная на секонд-хенд рынке в Америке, рассчитана на поимку четырех мышей одновременно. Она придумана и сделана настолько функционально, просто и цельно, что, восхищаясь совершенством конструкции, почти забываешь о ее назначении. О том, что это — маленькое домашнее орудие "массового уничтожения".
В результате естественного хода исследования возникает идея "надстройки" — сначала формальной, отчасти игровой, но в случае удачного развития — и смысловой тоже. Тем не менее, это не метафора. Гораздо важнее процесс: маленькое и забавное вырастает в большое и прожорливое существо.
Я выращиваю из одной мышеловки огромный организм-механизм, клетки которого непрерывно умножаются и нуждаются в питании.
Штамповка одного за другим одинаковых модулей-узлов этого организма-механизма, с одной стороны, также напоминает деление и размножение клетки। А с другой, механистичность и монотонность этого процесса адекватна монотонности и холодности захлопывающихся пружинок работающей мышеловки. Так или иначе, в какой-то момент начинаешь отчетливо ощущать себя частью этого организма, которая обеспечивает его рост, непрерывно поставляя все новые и новые клетки.





Work in progress

Работа, которая, возможно, никогда не закончится.
Основное в этой работе - не выстраивание организма, а работа с реди-мейдом, но не в привычном, классическом варианте, когда художник работает прежде всего со значениями. Концепция реди-мейда как бы вычитает момент делания: художник не желает делать что-то еще, потому что "все уже сделано". Он помещает готовую вещь в рамку, которой является художественный контекст.
Для меня важен и принципиален тот момент, что, нарушая правила игры, я беру реди-мейд и переделываю, воспроизвожу его "от и до" самостоятельно. И, в результате возникновения формальной и смысловой "надстройки" он становится чем-то еще, а именно - произведением искусства. То есть, в основе моей работы есть намеренная тавтология. Переделывание сделанного. И этот тавтологичный жест становится отправной точкой в создании произведения.

В современной цивилизации человек отдален от непосредственного преобразования вещества природы, он делает это через систему машин. И современный художник часто также перепоручает непосредственное создание своей работы другим людям. И именно для того, чтобы акцентировать принципиальное для меня значение "делания", работы с материалом, я беру реди-мейд и переделываю его. (возвращение работы с материалом)
Переделывая готовый предмет, я проживаю его и мысленно - разбирая и анализируя то, как он устроен, и мышечно - делая его своими руками. То есть, момент возвращения ремесла в процесс создания произведения для меня главное. (мышечное и тактильное познание)
Мне важен момент самостоятельной работы еще и потому, что когда я делаю что-то руками, чувствую сопротивление материала, даже когда просто ударяюсь или царапаю пальцы, тогда я ощущаю свою реальность. (реальность материи - реальность автора)
В моей работе, также как и в классическом "реди-мейд" в результате того, что предмет становится произведением (или его частью), он теряет свою функциональность. На гладильной доске нельзя гладить белье, а мышеловка, несмотря на то, что оснащена работающими механизмами, настолько превосходит все разумные масштабы мышеловки, что в привычном, бытовом значении, ею уже не является. (результат – потеря функциональности)



фото Ирины Штейнберг

Комментариев нет: